Работа Софии Янссон, художественного директора фирмы, владеющей правами на бренд Муми-троллей, – это постоянное балансирование между извлечением прибыли и сохранением ценностей, созданных ее знаменитой тетей.
На диване в приемной почти нет свободного места для гостей, потому что все пространство заняли муми-тролли и хатифнатты. Расставленные вдоль стен витрины заполнены фигурами обитателей Муми-дола и прочей муми-атрибутикой. С десяток сотрудников пьет кофе из кружек с муми-троллями. Не остается ни малейшего сомнения, что в этом офисе в столичном районе Салмисаари расположена компания Moomin Characters.

Именно такой, наполненной муми-троллями, стала жизнь Софии Янссон, племянницы знаменитой финской писательницы. Если бы кто-нибудь в молодости сказал ей, что она проведет свою жизнь в окружении муми-троллей и даже будет профессионально с ними связана, она бы рассмеялась ему в лицо. Но вот уже двадцать лет она неразлучна с персонажами муми-мира.

В должности художественного директора компании Янссон отвечает за права на использование бренда и, что важнее, наследия своей великой тети. И эта работу трудно назвать незначительной, ведь для финнов муми-тролли имеют не меньшее значение, чем сауна и другие национальные символы. Муми-троллей хотят использовать по всему миру для самых разных целей, и именно поэтому София должна оставаться в этом вопросе строгой и непреклонной.

– Разумеется, было бы здорово на все говорить «да», это было просто. Но тогда бы определенные рамки пропали довольно быстро и заодно исчезла бы созданная Туве изначальная художественная идея.

Работа Софии – это постоянное балансирование между коммерциализацией и сохранением ценностей. Сейчас ценностный базис, на основе которого принимаются решения, уже выкристаллизовался и стал прочным, а в начале пути поводов для раздумий хватало: с чем муми-тролли могут ассоциироваться, где появляться и каковы границы дозволенного?

В начале существования фирмы Софии Янссон пришлось запретить выход рекламного материала, подготовленного одной паромной компанией. Материал был уже полностью готов, но не издан. В этой рекламе один из героев был одет в костюм Шерлока Холмса.

– Тогда я была вынуждена сказать резкое «нет». Там смешивались две истории, муми-тролли и Шерлок Холмс. Это недопустимо.

Один из самых странных запросов на использование бренда поступил от команды по профессиональной игре в одну из компьютерных игр. Успешная даже на мировом уровне команда хотела использовать имена героев книг Янссон в качестве ников в игре. Покорение виртуальных горизонтов представлялось заманчивым, однако сама игра оказалась чересчур жестокой.

– Нам пришлось сказать спасибо за интерес, проявленный к муми-троллям, но на такое мы пойти не могли. Здесь наши ценности не сходятся.

До каких пределов доходят эти самые ценности, определила сама Туве Янссон. В свое время она решила, что муми-троллей нельзя связывать с политикой, насилием и сексом. В нынешнее время племянница писательницы объясняет коммерческим компаниям, почему муми-тролли не могут пользоваться смартфонами или играть в компьютерные игры.

– Муми-тролли должны оставаться в рамках оригинальных историй и иллюстраций.

Было за двадцатилетнюю историю и несколько спорных случаев. Туве еще при жизни заявила, что муми-тролли не могут быть напечатаны на туалетной бумаге. Этому желанию следуют до сих пор, а вот на рулонах бумажных полотенец жители долины Муми-троллей появились.

– Это постоянное балансирование. Мир все время меняется, и это следует учитывать.

Нередко Софии Янссон приходится отвечать на вопросы о чрезмерном коммерческом использовании муми-троллей. Оборот компании Moomin Characters достигает миллионов евро, а на муми-троллей можно наткнуться то на упаковке зубной пасты, то на кухонной прихватке. Однако извлечение прибыли – это вовсе не явление последних лет. Бизнес-составляющая была важна и для самой Туве. Уже в 1950-х годах в магазинах можно было найти сервизы с муми-троллями.

– Ей казалось естественным, что творчество и коммерция не исключают друг друга, а могут существовать параллельно. Поэтому мне странны вопросы о коммерциализации муми.

София напоминает, что истинные творческие амбиции Туве Янссон лежали в области изобразительного искусства, а муми-троллей она создала, чтобы прокормить себя.

В семейную фирмы от безысходности
Работа в семейной компании не была для Софии призванием, а стала необходимостью в сложившихся обстоятельствах. После 16-летнего отсутствия она вернулась в родную Финляндию, где надо было искать работу. Отец Софии – художник и автор комиксов о муми-троллях Ларс Янссон – предложил ей поработать в семейном бизнесе. В то время фирма была совсем маленькой и располагалась в Киркконумми.

– Я подумала, что могу там начать, а потом поискать что-то другое. Сначала я была простой помощницей, – вспоминает София.

Довольно скоро стало понятно, что бразды правления надо брать в свои руки. Ларс и Туве были уже преклонного возраста, и управление компанией не ладилось. София осознала, что нанятым агентам по маркетингу было предоставлено слишком много свобод в деле коммерческого использования муми-троллей. Вскоре умер отец, а годом позднее и Туве. И управление фирмой оказалось в руках сорокалетней Софии.

– Мне было предельно ясно, что фирму я не продам. К счастью, тогда я еще не понимала, насколько обширным станет это дело.

Лето на острове
Муми-тролли всегда в той или иной мере присутствовали в жизни Софии, но в детстве она не была постоянно ими окружена. В шестилетнем возрасте она потеряла мать и поэтому много времени проводила с отцом, который рисовал комиксы о муми-троллях и занимался вместе с Туве делами фирмы. Также сама Туве и ее возлюбленная Тууликки Пиетиля были для Софии важными членами семьи. Как единственный ребенок в семье, она была удостоена безраздельного внимания взрослых.

Лучшие воспоминания о Туве связаны у Софии с долгими летними поездками на острова Финского залива. Хотя писательница и художница постоянно работала, она находила время, чтобы поплескаться в море, порыбачить или запустить воздушного змея с Софией.

– Туве с энтузиазмом участвовала во всем. Иногда было трудно заметить нашу разницу в возрасте. Она даже в преклонном возрасте принимала активное участие во всех наших занятиях.

Некоторые из эпизодов этого летнего времяпрепровождения появились позже на страницах написанной Туве в 1972 году «Летней книги». В ней маленькая девочка по имени София проводит на острове лето с бабушкой, которая доживает свой последний год. Девочка не знает об этом, но знает бабушка, и это придает их общению легкую ноту грусти.

Дух авантюризма, свойственный Туве и всему роду Янссонов, в молодости захватил и Софию, и она надолго уехала за границу. Сначала она изучала обществоведение в США, но американский образ жизни вскоре приелся. Тогда она решила переучиться на преподавателя испанского и французского языков. Так она оказалась в Испании, но работы в качестве учителя испанского для нее там не нашлось, и она стала преподавать английский.

– Если смотреть с высоты лет, то мои проделки в молодости выглядят крайне необдуманными.

Фирма до сих пор остается в надежных семейных руках. Генеральным директором служит муж Софии Ролефф Крокстрём. Они оба хотели бы, чтобы их сыновья, которым сейчас 26 и 28 лет, продолжили семейное дело, но давить на них не собираются.

– Мне было бы приятно, если бы они стали продолжателями дела. Но это не должно быть им в тягость.

Сама София твердо решила работать в ближайшее время поменьше бывать в офисе. Удастся ли это, покажет время, но работы вряд ли станет меньше. В следующем году планируется выход мультфильма про муми-троллей с миллионным бюджетом. Это наверняка вызовет волну лицензионных запросов, как в 90-х, когда вышел совместный финско-японский мультсериал.

– Я слышала, что нынешние дети хорош знают Эльзу, Анну и покемонов, а муми от них далеки. Я считаю, что каждое поколение детей заслуживает собственный анимационный фильм о муми-троллях.  

 

 

Свежие новости

Курс валют на 01 июня 2018

31.05.2018

Доллар & евро, нефть


5 хороших пивных баров в Хельсинки

31.05.2018

куда пойти с друзьями на бокальчик пенного?..


До свидания, упаковки сока с соломинкой: ЕС запрещает шесть одноразовых пластиковых изделий

31.05.2018

пластиковые пакеты запрещать не будут


Финское масло - "роллс-ройс среди масел"

31.05.2018

экспорт молочной продукции идет вперед семимильными шагами


Женщины предпочитают Facebook, мужчины пользуются Youtube

31.05.2018

традиционное телевидение все же сохраняет популярность


Пакетные туры на ЧМ по футболу почти распроданы

31.05.2018

самый популярный город – Санкт-Петербург


Результаты медицинского обследования президента стали известны – летом небольшая операция

31.05.2018

по закону президент не обязан разглашать заключение медкомиссии


Рабочая группа предложила меры по искоренению курения в Финляндии к 2030 году

31.05.2018

публикация меморандума приурочена к Всемирному дню без табака


31 мая - Всемирный день без табака

31.05.2018

курение - проблема общенационального значения


Фотогалерея

поездка в Финляндию из Петербурга

автобус в Финляндию из Петербурга автобус в Хельсинки автобус в Тампере